Группа "Зайчата" Урюпинский детский сад
Активизация словаря у детей раннего возрастаСообщение из опыта работы. Активизация словаря у детей раннего возраста. Воспитатель: Меновщикова С.Н. 2014г. На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающими, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по – прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. ( «Что это?», «Как?», «Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.
У ребенка меняются отношения между пониманием и активной речью. Активная речь становится неразрывно связанной со всей деятельностью малыша ( и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно. постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Я работаю с детьми раннего возраста. И обратила внимание, что темпы овладения детьми речью неодинаковы: у одних детей наблюдается недостаточно отчетливое произнесение слов, неправильное произнесение многих звуков, замена сложных для произношения звуков более простыми, у других наблюдается явная задержка речевого развития, а некоторые дети вообще практически не говорят. У детей раннего возраста внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Выяснив такие факты, я пришла к выводу, что активизировать речь детей будет гораздо легче через хорошо обогащенную предметно – развивающую среду, т.к. она вызывает большой интерес у детей ведет к увеличению речевой активности детей. Активизация словаря осуществляется практически во всех видах детской деятельности: бытовой, игровой, учебной. У нас в группе есть уголок ряжения, маски сказочных персонажей , мы их используем в играх – ситуациях, например «Стоит в поле теремок»), детям нравится яркие маски персонажей сказки. Некоторые дети повторяют слова за воспитателем , а кто по активнее сами называют персонажей и проговаривают фразы из сказки. В кукольном уголке эл.плита, полочка с посудкой, стол, кроватка где малыши убаюкивают кукол. Больничка, дети лечат больных животных помогая Айболиту. Магазин дети узнают ,что на весах взвешивают овощи, фрукты, конфеты, бублики, печенье т.д. Уголок для чтения важен, потому что через рассматривание картинок в книжке ребенок пытается прочесть уже знакомую потешку, сказку, стихотворение. Очень важно индивидуальное общение с ребенком. Индивидуально адресованная речь привлекает большее внимание ребенка, повышает эмоциональное значение слова и способствует его активной речевой реакции. Поэтому даже при проведении групповых занятий и игр следует по возможности чаще обращаться к каждому в отдельности. Часто у детей 2-3-х лет возникает желание обратиться не только к взрослому, но и к сверстнику. И в этом я стараюсь обязательно помочь малышу, давая указания: «Пригласи Серёжу поиграть вместе», «Помоги найти Нике белочку», «Попроси у Леры колясочку», и т.п. Любые попытки малыша вступить в общение поощряю, не оставляю без внимания. Таким образом, активизируется словарь, ребенок овладевает словами просьбы, благодарности, учится строить фразовую речь. Активизация словаря у детей раннего возраста происходит во время всей совместной деятельности воспитателя и детей, играем ли мы в пальчиковую игру, проводим хороводные игры с действиями ( «Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот…эта наша любимая игра). В процессе таких игр я показываю движение, а дети его повторяют, читаем стихотворение « Три веселых братца», рассматриваем предметные картинки ( например «Овощи», «Животные» и т.д.),показываем ли игрушки (матрешка, пирамидка, мяч и т.д.), проводим какие – либо наблюдения. Дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, прима пищи и т.д. Для развития активной речи ребнка необходимо сопровождать действия ребнка словами и побуждать его к проговариванию («Водичка, водичка, умой моё личико и т.д.) В результате целенаправленной и систематической работы по активизации словаря добилась положительных результатов по данной теме. Дети предыдущих выпусков к концу года легко понимали речь, отвечали на вопросы воспитателя, самостоятельно договаривали тексты игр, потешек, сказок, охотно вступали в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. ПАМЯТКА К приемам активизации словаря можно отнести следующие: • Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Например, игра «Кто как кричит?» дети объясняют , кто как подает голос. • Вопросы. Вопросы причинно – следственного характера трудны для детей этого возраста, тем не менее педагогу следует использовать их чаще, помня о том, что реальные отношения между предметами ребенок начинает понимать раньше, чем научится отражать их в речи. • Договаривание детьми слов. Этот прием используется при повторении знакомых сказок ,потешек. ( Сказка « Репка».) • Сочетание показа и объяснений с игрой детей. В первой части занятия педагог показывает инсценировку, используя игрушки. Затем предлагает детям поиграть с ними. Играя, ребенок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослого. • Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т.п.). Рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению. • Поручения, требующие от ребенка развернутого высказывания. Этот прием используется в разнообразных инсценировках, так же должен использоваться вне занятий. 5 мая 2015 в 17:49
Прикреплённые файлы:Документ: Активизация словаря у детей раннего возраста Описание файла:Файл называется: aktivizacija-slovarja-u-detei-ranego_m51o5.docx Это официальный файл организации «Группа "Зайчата" Урюпинский детский сад», в нём содержится Активизация словаря у детей раннего возраста. Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.